О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОБЛЕМЫ НЕУЧТЕННЫХ РАСХОДОВ ВОДЫ В СИСТЕМАХ КОММУНАЛЬНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

  1. Лернер Анатолий Давидович, кандидат технических наук, директор ООО «Дальневосточное предприятие Росводоканал», доцент кафедры «Гидравлика и водоснабжения» ТОГУ г. Хабаровска, почетный строитель России;

680013, Россия, г. Хабаровск, ул. Лермонтова, 38,


     В статье рассматриваются  положительные стороны и некоторые недостатки в вышедших Методических указаниях по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабженияпри ее производстве и транспортировке. Из Методических указаний изъят применяемый всеми термин - «неучтенные» расходы в системах водоснабжения. В представленном документе область применения их сведена только к разработке баланса водоснабжения. В то время как методологическое решение проблемы неучтенных расходов позволило бы обосновать множествовопросов,  таких как обоснование  тарифов на воду, лимитов на забор воды из источников, а также разработка программ по водо и ресурсосбережения самого предприятия ВКХ.

     В Методических указаниях не рассмотрены технологические расходы и потери в узле забора воды и его инфраструктуре.

     Учет и реализация отмеченных в статье замечаний позволит более обосновано  решать значительную часть проблем Водоканалов.

Ключевые слова:неучтенный расход воды систем водоснабжения и водоотведения, технологические расходы и потери при ее производстве и транспортировке, удельный расход воды, баланс водоснабжения населенных мест.

До марта 2015 года в законодательстве РФ отсутствовала нормативная база по определению неучтенных расходов воды в системах коммунального водоснабжения.

     В качестве Методического пособия использовалась «Инструкция по оценке и нормированию неучтенных расходов воды в системах коммунального водоснабжения» [1] (далее «Инструкция…»)  и «Методика определения неучтенных расходов и потерь воды»  [2] (далее «Методика…»), которая к настоящему моменту отменена. Эти два документа не имели юридической силы, поскольку они не прошли регистрацию Минюста РФ. По этой причине при защите производственных и плановых показателей предприятиями ВКХ в административных органах,они не всегда могли согласовать эти параметры. В Методике  и Инструкции давалась разная трактовка понятию неучтенных расходов. Так,  в первом документе под неучтенными расходами понимается разность между объемами воды, забираемыми водозаборами и реализованным потребителям. Во втором документе неучтенные расходы определяются как разность поданной воды от насосной станцииII-го подъема (НСII-го подъема) и реализованной абонентами  населению. Разница заключаетсяв том, что в Методике исключались потери и расходы от источника водоснабжения до НСII-го подъема.Соответственно технико-экономические показатели, в результате расчетов  по Инструкции и по Методике получалисьразличными.

По рекомендации НИИ КВОВ [3] неучтенные расходы должны включать в себя производственные расходы на технологические и хозяйственно-бытовые потребности Водоканалов, противопожарные нужды, расходы воды у абонентов, которые ниже порога чувствительности водосчетчиков, расходы воды на нужды городского хозяйства; утечки воды при авариях и повреждениях трубопроводов и арматуры, скрытые утечки.

Из этого следует, что в неучтенные расходы входят не только прямые потери воды, т.е. товарной продукции из-за аварий и повреждений на сети, но и технологические объемы воды, связанные непосредственно с обеспечением нормальной эксплуатацией систем водоснабжения и водоотведения. Все перечисленные расходы представляют собой объемы воды, затраты на приготовление которых не оплачиваются напрямую потребителямиВодоканалам, но они являются существенными издержками производства.

Эти издержки от нереализованного объема воды из-за неучтенных расходов и утечек обязательно должны быть компенсированы через тариф, т.е. учтены при обосновании себестоимости воды.

Какие же еще проблемы позволяют решать научно обоснованные показатели величин неучтенных расходов и потерьводы. Кроме указанной проблемы обоснования себестоимости услуг водоснабжения, объективно определенная величина неучтенных расходов позволяет правильно рассчитать лимит забора воды из источников водоснабжения и подтвердить его в природоохранных органах. Так же обоснованные показатели неучтенных расходов позволят разработать Водоканалом комплекс мероприятий по ресурсосбережению и рациональному расходованию воды и составлять балансовые схемы водоснабжения предприятий ВКХ.

Взамен указанных двух документов вышел Приказ Минстроя РФ № 640/пр от 17 октября 2014 года «Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке» (далее «Методические указания…»)[4]. Он зарегистрирован в Минюсте РФ за № 36064 от 17.02.2015 г. и с марта 2015 года вступил в законную силу.

На наш взгляд, разработанные Методические указания имеют ряд недостатков:

  1. Изъят из обращения термин «неучтенные» расходы воды в системах коммунального водоснабжения.К этому термину за многолетний период привыкли специалисты в области водоснабжения и административных органах. Он используется и во всех зарубежных странах,но под названием «нереализованная вода» [5]. В Методических указаниях ничего не говорится о технологических расходах и потерь воды на водозаборных сооружениях, в то время как в заголовке идет речь и о технической воде. К технической воде относится, в том числе исходная вода от водоисточника(реки, водохранилища, скважины) до очистных сооружений. В состав водозаборов входят насосные станции I-го подъема и водоводы, для поддержания которых в рабочем состоянии требуется определенные объемы воды, например: на промывку самотечных линий, охлаждение подшипников насосов, пробоотборники, на хоз-бытовые нужды обслуживающего персонала и т.д. Трубопроводы, подающие воду на станции очистки, имеют, как правило, значительные протяженности, а это связано с повреждениями их при эксплуатации и потери воды при которых, необходимо учитывать в калькулировании себестоимости технической воды. Все материальные затраты, связанные с эксплуатацией узла забора воды и его инфраструктуры должны учитываться при расчете себестоимости услуг водоснабжения предприятий ВКХ. Для этого нужна соответствующая нормативная база, но в Методических указаниях об этом ничего не говорится. Из-за отсутствия такой правовой базы Водоканалы встречаются с большими трудностями при защите лимитов объемов забора исходной воды в природоохранных органах. По некоторым данным, технологические расходы и потери воды на водозаборных сооружениях при ее транспортировке до станции очистки могут достигать до 5% объема забираемой воды из источников [6]. Это существенные расходы, которые нельзя игнорировать.
  2. Область применения Методических указанийсведена только к обоснованию баланса водоснабжения, что явно не достаточно. Они должны быть, в том числе использованы для разработки тарифов, для расчета объема изымаемой воды из водоисточников, для разработки мероприятий по водо и ресурсосбережению на самих предприятиях ВКХ. В этом случае все расчеты расходов и потерь,согласно Методических указаний, можно предъявлять в официальных органах власти и отстаивать интересы Водоканалов в плане полного учета всех косвенных издержек и затрат.
  3. В представленных Методических указаниях отсутствуют ссылки на организации и авторов их разработки, хотя при сопоставлении их ранее действующей с Методикой можно догадаться, что это были разработчики ранее действовавшей Методики.
  4. В Методических указаниях не говорится о порядке утверждения результатов расчетов технологических расходов и потерь воды при ее подготовке и транспортировке, где и кем они должны рассматриваться и утверждаться, а также отсутствует нормативная периодичность проведения подобных расчетов. Вероятно, согласование не требуется, либо достаточно Приказа руководителя предприятия ВКХ.
  5. Вызывает сомнения в достоверности использование данных СНиПа по испытанию новых трубопроводов в качестве норм естественной убыли воды при ее транспортировке из старых действующих трубопроводов. Для разработки норм убыли воды из этих труб потребуются длительные исследования. Данные СНиПа предназначены совсем для других целей. При этом в настоящее время все СНиПы отменены, вместо них действуют Своды Правил (С.П.).
  6. На наш взгляд Методические указания, не совсем удачно структурно скомпонованы. Это связано с тем, что технологические расходы (т.е. собственные нужды) и потери на самих очистных сооружениях, и те же самые расходы в процессе транспортировки воды до потребителярассматриваютсяотдельно.Перечисленные суммарные расходы и потери не увязаны с общим объемом воды, забираемой из источника.

Это не позволяет увидеть целостную картину изменения расходов и потерь воды от ее забора до потребителей, т.е. по всей системе водоснабжения.

В случае если Методические указания предназначены только для разработки балансов водоснабжения предприятий ВКХ, то специально для целей обоснования тарифов на воду, расчетов лимитов забора из источников и разработке мероприятий по водоснабжению потребуется разработка новых Методических указаний.

  1. В приложении к Методическим указаниям приведен порядок расчета расхода воды на хоз. бытовые нужды предприятий ВКХ с учетом удельного расхода воды на единицу сантехнического оборудования и продолжительность его работы. Не понятно как определять время работы сантехприборов, а без этого невозможно определить эти расходы.
  2. В рассматриваемом документе расходы, возникающие из-за погрешности средств измерения должны учитываться с учетом их паспортных данных. Но из документа неясно куда эти данные отнести, к потерям или к полезным расходам.

Учет и реализация отмеченных выше замечаний позволило бы более обоснованно решать большую часть проблем предприятий ВКХ.

Несмотря на отмеченные замечания, разработчиками выполнена в общем большая и необходимая работа в области исследования и оценки технологических расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжения. При этом следует отметить высокую квалификацию и профессионализм разработчиков.

Настоящаяработавыполнена в соответствии с действующимиправовыми нормами, что позволит Водоканалам более обоснованно отстаивать свои интересы при решении спорных вопросов в арбитражных судах и в других административных органах.

В ранее приводимой статье [7] говорится о значительной разнице в объемах воды забираемых из источников водоснабжения и реализованной. В городах Дальнего Востока она фактически достигает до 50% от общего объема воды забираемого из источников. При этом административными органами неучтенные расходы и потери воды, исходя из политических соображений, нормируется в пределах от 10 до 20%. В результате образуется существенная разница в объемах, которую Водоканал не может обосновать.

При этом на данные объемы неучтенных расходов предприятиями ВКХ тратятся финансовые средства на очистку и транспортировку. Без их надлежащего обоснования такие неучтенные расходы являются источником множества проблем. Фискальные органы требует оплаты налогов с ее реализации и штрафов за недополученные доходы.Природоохранные органы требуют достоверных отчетов за использование водных ресурсов и предъявляют санкции за не соблюдение лимитов водопользования.

Из этого следует, что необходима нормативно-правовая база, которая позволит разрешить вышеуказанные противоречия.

Нами неоднократно поднимался вопрос, о том, что аналогичная проблема имеет место и в системе коммунального водоотведения [7]. Все Водоканалы Дальнего Востока отмечают значительный дисбаланс между объемами, поступающих стоков в систему водоотведения и количеством реализованных, т.е. оплаченных сточных вод. Превышение фактического поступления над оплаченным, составляет обычно 30-40% от общего стока. Такое превышение вызвано поступлением неучтенных стоков от инфильтрационных подземных вод через отверстия в стыках труб, ливневых, талых вод через канализационные колодцы, а также из дренажей систем теплоснабжения.

Кроме этого в канализацию поступают стоки от цехов и участков самого предприятия ВКХ. Все эти воды вызывают дополнительные затраты Водоканалов на их транспортировку, в частности расходы на электроэнергию, связанную с их многократной перекачкой соответственно возрастают экологические платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Неучтенный приток этих вод разбавляет хоз. бытовые стоки тем самым отрицательно влияет на процессы биологической очистки очистных сооружений канализации.

В настоящее время отсутствуют Методические указания и инструкции по оценке объемов неучтенных сточных вод. В результате чего не представляется возможным объективно определить их количество, исключить их из лимитов водоотведения и налогооблагаемой базы, учесть их в себестоимости услуг водоотведения.

Поднимаемая проблема актуальна для всех предприятий ВКХ РФ. За понятиями утечек и неучтенных расходов систем водоснабжения и водоотведения стоят многомиллиардные убытки и недополученные доходы Водоканалами. Не решение этой проблемы не позволяет Водоканалам выйти на устойчивое развитие.

ВЫВОДЫ:

  1. Область применения разработанных Методических указаний сведена только к разработке балансов водоснабжения.
  2. Для использования при калькулировании себестоимости воды, обоснования лимита забора воды из источников и разработки мероприятий по водоснабжению на самих предприятиях ВКХ необходимо внести в данную Методику дополнения либо разработать новые Методические указания.
  3. Требуется разработка нормативной базы по оценке неучтенного притока инфильтрационно-дренажных вод в централизованную систему коммунального водоотведения. Представляется необходимым привлечь к решению этой проблемы научно-исследовательские институты и предельные кафедры вузов страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. «Инструкция по оценке и нормированию неучтенных расходов воды в системах коммунального водоснабжения»// — М, 2000.
  2. «Методика определения неучтенных расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжения»// Утверждена Приказом Минпромэнерго РФ 20.12.2004 г. № 172.
  3. Железнова Г.А., Кожинов И.В., Колесов В.В. и др. «Неучтенные расходы воды в системах водоснабжения» // Водоснабжение и санитарнаятехника 1997. №11.
  4. Приказ Минстроя РФ № 640/пр от 17 октября 2014 года с регистрацией Минюстом РФ с названием «Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке».
  5. А.Д. Лернер, А.Д. Инчагов, А.В. Слюсаренко. «Пути снижения неучтенных расходов воды в системах коммунального водоснабжения»// Водоснабжение и санитарная техника 2014. № 5, стр. 21-26.
  6. Кожинов И.В., Добровольский Р.Г.«Устранение потерь водыпри эксплуатации систем водоснабжения» // М.Стройиздат.1988 – 345 с.
  7. Лернер А.Д. , К.В. Домнин, С.В.Бойко, М.Г. Кочетова Проблемы обоснования величин неучтенных расходов воды в системах водоснабжения и водоотведения // Водоснабжение и сан. Техника 2012. № 7 стр. 64-70.

Задайте вопрос, направьте заявку:

    Компания

    Сайт

    Телефон

    Нажимая «Отправить», даю согласие на обработку персональной информации подробнее

    Оцените статью
    ( Пока оценок нет )
    Дальневосточное предприятие Водоканалналадка +7 (924) 2028243