Сброс сточных вод на водосборные площади: ни запрета, ни разрешения

А.Д. Инчагов
ООО «Дальневосточное предприятие Водоканалналадка»

Сброс централизованно отведенных сточных вод на водосборные площади при отсутствии расположенного вблизи водного объекта — один из видов технической деятельности предприятий, которые эксплуатируют системы водоотведения.
Отсутствие нормативно-правовой базы для такого сброса ставит предприятия в положение нарушителей законодательства.

Проблема сброса сточных вод на протяжении многих лет продолжает оставаться актуальной темой для организаций водопроводноканализационного хозяйства (ВКХ), производственных предприятий, в том числе градообразующих, эксплуатирующих коммунальную инфраструктуру. Таким предприятиям, в частности водоканалам, при эксплуатации системы водоотведения населенных пунктов приходится решать множество технических и нормативно-правовых вопросов.
При этом от того, как будут урегулированы эти вопросы, в частности организация сбросов и их нормирование, разумность экологической платы, зависит возможность экономического выживания предприятий, долгосрочного планирования хозяйственной деятельности, разработки и реализации крупных инвестиционных программ развития.
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ СБРОСА
СТОЧНЫХ ВОД
В соответствии с Водным кодексом РФ (ВК РФ) сброс сточных вод должен
осуществляться в водные объекты. Водные объекты используются для сброса сточных вод при соблюдении положений ВК РФ и федерального законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 44 ВК РФ).
В качестве водных объектов ВК РФ устанавливает поверхностные водотоки (ручьи, реки), водоемы (озера, водохранилища, болота), моря, подземные воды, а также такие специфические объекты, как ледники и снежники.
Наиболее жесткие условия сбросов установлены для подземных водных объектов (ст. 59 ВК РФ) и для водохозяйственных систем (ВХС) при их эксплуатации (ст. 60 ВК РФ). Это вполне естественно и обоснованно. Подземные воды имеют абсолютно приоритетное значение как источник хозяйственно-питьевого водоснабжения по сравнению с их использованием в качестве приемника сточных вод. Практически сброс любых веществ в подземные водоносные горизонты запрещен.
Водохозяйственные системы — это искусственные сооружения (водохранилища, каскады водохранилищ и иные непроточные водоемы), которые образованны гидротехническими сооружениями (гидроузлами, дамбами, плотинами и т.д.). Как правило, ВХС являются источниками резервного водоснабжения. Ввиду отсутствия в них протока воды сброс стоков без очистки в ВХС категорически запрещается. Иначе, особенно при нагревании от солнца в летний период, активизируются процессы цветения, загнивания и т.д. и водохранилище перестанет быть источником резервирования питьевой воды, что недопустимо.
Сбросы сточных вод в централизованные системы водоотведения (ЦСВ) регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон № 416-ФЗ).
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) регламентирует вопросы сброса сточных вод в водные объекты как один из видов негативного воздействия на окружающую среду, при этом сброс на водосборные площади обходит молчанием (с 1 января 2016 года).
Но что же делать в тех случаях, когда вблизи населенного пункта отсутствует водный объект либо он есть, но находится так далеко, что технически осуществить сброс в этот водоток невозможно? Между очистными сооружениями и рекой могут располагаться специфические объекты, например железнодорожный узел, воинские части и т.п. Получить разрешение на прокладку канализационного коллектора через такие объекты будет невозможно. В таком случае осуществлять отвод и сброс сточных вод приходится на водосборные площади.
СЛОВАРЬ
Водохозяйственные системы —
это искусственные сооружения (водо-хранилища, каскады водохранилищ и иные непроточные водоемы), которые образованы гидротехническими сооружениями (гидроузлами, дамбами, плотинами и т.д.).
Проблема актуальна для небольших населенных пунктов, где сточные воды до сих пор сбрасываются на водосборную площадь (рельеф местности). В качестве приемника сточных вод могут использоваться участки земли с углублениями, искусственные либо естественные котлованы, овраги и т.д. Стоки на данном участке локализуются, и далее в результате испарения, вымораживания, фильтрации их объем снижается, мест-ность принимает вид обводненного или заболоченного участка.
Состояние окружающей среды зависит от качества и количества сбрасываемых сточных вод и может быть различным — от светлого озера до болота с фекальным запахом.
При эксплуатации выпуска на водо-сборную площадь на первый план выходит нормативно-правовая сторона вопроса. Предприятие, осуществляющее канализование объекта или населенного пункта, не может оформить необходимый пакет нормативно-правовой документации.

ПРИМЕР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ

В небольшом населенном пункте, вблизи областного центра, отсутствует система очистки сточных вод. Стоки в объеме 250 м3/сут самотеком собираются в приемной камере канализационной насосной станции, перекачиваются и сбрасываются на водосборную площадь в 70-80 м от жилых домов. После многочисленных жалоб населения на фекальный запах районной прокуратурой в адрес муниципального образования было вынесено постановление об устранении нарушения санитарного и экологического законодательства.
С учетом того что населенный пункт является важным производственным центром, из бюджета субъекта РФ было запланировано выделение средств на строительство очистных сооружений канализации (ОСК).
Организация, осуществляющая пред-проектное обследование, начала с опре-деления места расположения планируемых ОСК и точки сброса очищенных сточных вод.
Исходя из необходимости соблюдения размеров санитарно-защитной зоны, с учетом уклона рельефа местности было определено оптимальное место устройства компактной установки по очистке сточных вод.
Однако встал вопрос об определении точки сброса. Вблизи поселения находятся два водных объекта рыбохозяйственного значения. Расстояние до ближайшей реки — 3 км, но канализационный коллектор необходимо прокладывать через зону плотной застройки жилыми домами и промышленными объектами. В этом случае нужно получать большое количество разрешений собственников на проведение работ на их территории и прохождение через их территорию инженерных коммуникаций. Предварительный анализ показал, что такой объем разрешений будет оформляться неприемлемо долго и гарантия их получения отсутствует.

До другого водного объекта расстояние составляет около 3,5 км, но коллектор должен быть проложен по затопляемым земельным угодьям, через лес и местность со сложным рельефом. К точке сброса отсутствует дорога, в связи с этим обслуживание сбросного коллектора, выпуска, в том числе отбор проб для химического анализа, будет затруднено. Проведение инженерных работ на такой территории требует существенных затрат.
Стоимость сопутствующих работ для организации выпуска, по предварительной оценке, превысила стоимость устройства самих ОСК. Исходя из этого, администрация муниципалитета не дала согласия на данное техническое решение.
Как альтернативный вариант рассматривалось использование в качестве приемника сбрасываемых сточных вод обводненного каменного карьера, рас-положенного в 120 м от запланированных ОСК. Ранее в том месте добывали щебень, и карьер глубиной около 8 м и площадью около 1 га никем не использовался.
Однако территориальные структуры Росприроднадзора и Росводресурсов не дали согласия на использование карьера для сбросов сточных вод. Отказ был обусловлен необходимостью проведения предварительных гидрологических исследований с определением гидрологического режима, отсутствием водного объекта в государственном реестре и невозможностью определения его санитарной либо рыбохозяйственной категории.
В результате работы по устройству ОСК были приостановлены, населенный пункт остался без системы очистки сточных вод, бюджетные средства ушли на 
иные цели. Экологические и санитарные интересы населения были забыты в многочисленных спорах и переписке с инстанциями.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

С 1 января 2016 года сброс на водо-сборные площади исключен из перечня видов негативного воздействия на окружающую среду.
Соответственно на такой вид деятельности нет ставок экологических платежей и не требуется получать разрешение, но наличие разрешения является обязательным для получения законных прав на осуществление негативного воз-действия. Это ставит водопользователя в положение нарушителя законодательства со всеми вытекающими факторами финансово-экономической ответственности в виде санкций, штрафов и повышенных платежей.
Чтобы не прекращать эксплуатацию системы водоотведения, при сбросах на водосборную площадь предприятия по требованию органов местного само-управления осуществляют эту деятельность.
Имеют место случаи, когда предприятия ВКХ отказываются брать на себя эксплуатацию такого проблемного узла, предпочитая брать в аренду или концессию исключительно более выгодную и отрегулированную в правовом отношении систему водоснабжения. Инвесторы с инвестиционными программами также предпочитают обходить стороной такие поселения. Никто не хочет нести этот непосильный груз ответственности.
Необходимость решения проблемы назрела давно, однако Минприроды России предпочитает ее не видеть.
Однако в действующем законодательстве сброс сточных вод на водосборные площади (рельеф местности) не запрещен и соответственно может являться одним из видов природопользования.

ФРАГМЕНТ

Из письма Минприроды России от 10.10.2016 № 12-50/8275-ОГ

[…] В соответствии с действующим законодательством хозяйственная деятель­ность должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалась миними­зация поступления загрязняющих веществ в окружающую среду.

Следовательно, в целях охраны окружающей среды сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотве­дения.

[…]

Из письма Росприроднадзора от 18.11.2014 № СМ-08-02-32/18383

[…] На сегодняшний день законодательством урегулирован сброс в водный объект (даже маловодный либо сосредоточение вод в котором несет сезонный характер) или сброс в центральную систему водоотведения.

Таким образом, сброс сточных вод на водосборную площадь является наруше­нием требований действующего законодательства, ответственность за которое предусмотрена гл. 8 КоАП РФ.

[…]

То, что в ВК РФ сброс сточных вод на водосборную площадь не упомянут, не является его запретом. ВК РФ регламентирует сбросы в водные объекты, водосборная площадь под его юрисдикцию не подпадает. В Земельном кодексе РФ (ст. 1 3) установлена обязанность пользователей осуществлять охрану земель от негативного воздействия. Но учитывая отсутствие четких критериев такого воздействия в виде установленных нормативов ПДК для почвы, приравнивать таковой сброс к нарушению закона неправомерно.
Также ив п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ упомянут сброс сточных вод на водосборные площади как один из видов хозяйственной деятельности (правда, с 1 января 2019 года этот пункт признается утратившим силу). Постановление Правительства РФ от 10.04.2013 № 317 «Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади» также предусматривает сброс на водосборные площади.
Соответственно сброс сточных вод на водосборную площадь как вид хозяйственной деятельности при отсут¬ствии альтернативы в виде водного объекта допустим.

СЛОВАРЬ
Водный объект — сосредоточение природных вод из поверхности суши, имеющее характерные формы распространения и черты режима, а также воды, которые находятся на поверхности суши в виде различных водных объектов.
Пункт 6 ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения»

Но в этом случае экологический интерес вступает в противоречие с фискальным интересом государства.
Если невозможно произвести расчет платы за сброс, а негативное воздействие исключительно платное, то и легитимность сброса на водосборную площадь ставится под сомнение.
Интересы природопользователя нарушаются из-за несовершенства законодательства в области охраны окружающей среды.
Другой аспект этой проблемы заключается в следующем. Котлован или овраг, куда отводятся сточные воды при сбросе на водосборную площадь, фактически приобретает свойства водного объекта. Имея все признаки водоема, искусственные водоемы, естественно, отсутствуют в государственных водных реестрах, не имеют установленной санитарной либо рыбохозяйственной категории, и на них не распространяются нормы качества водного объекта, в том числе ПДК.
Получается, что, осуществляя сброс сточных вод в такой водный объект, природопользователь не может оформить официальное разрешение на сброс по причине искусственности водного объекта, что противоречит ст. 44 ВК РФ.
Конечно, малые коммунальные предприятия со своими специфическими проблемами, выходят за рамки действующего законодательства, которое регламентирует типовые формы хозяйственной деятельности. Но от этого проблема малых населенных пунктов никуда не исчезает и, безусловно, требует своего решения. 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Считаю, что сброс на рельеф необходимо разрешить на официальном уровне путем внесения дополнения в Закон № 7-ФЗ.
Закон должен официально зафиксировать сброс на водосборную площадь (рельеф местности) как один из видов негативного воздействия. Правительство РФ во исполнение закона должно издать нормативные правовые акты.
Оптимальным решением проблемы может быть устройство в качестве приемников сточных вод локализованных водоемов с обваловкой грунтом их периметра для предотвращения аварийного перелива. Обваловать либо оградить можно любой пониженный участок местности, в который направляются сточные воды. В таком случае водосборная площадь приобретает форму водного объекта, используемого в качестве сооружения по доочистке стоков в естественных условиях.
Учитывая невозможность разработки для сброса на водосборную площадь нормативов допустимого сброса, следует установить ставки платы как в пределах установленного норматива. Возможно даже применение разумного повышающего коэффициента.
Для того чтобы получить разрешение на такой сброс, нужно представить в территориальный орган Росприроднадзора информацию об отсутствии вблизи водных объектов либо обоснование того, что отсутствует возможность сбрасывать сточные воды в водный объект по техническим либо социально-экономическим причинам.
Одним из вариантов решения проблемы легализации сбросов на водосборную площадь может быть использование принципа наилучших доступных технологий (НДТ). Если предприятие либо муниципалитет проектирует устройство ОСК с организацией очистки на основе НДТ, то отсутствие вблизи водного объекта не должно быть препятствием этому и все лицензионно разрешительные документы должны быть выданы либо их получение не должно быть обязательным.
Плата за сброс — элемент экономического механизма охраны окружающей среды: кто меньше загрязняет, тот и платит меньше (ст. 14 Закона № 7-ФЗ). А каков объект загрязнения — водоток или котлован — не должно быть принципиальным.
Решение проблемы снижения негативного воздействия на окружающую среду не может достигаться любой ценой. Стоимость очистки и сброса в любом случае будет учтена в себестоимости выпускаемой продукции, включена в бюджетные статьи или в тариф. В конечном итоге это будет оплачено населением через соответствующие составляющие.
Закон № 7-ФЗ в ст. 3 основной целью ставит именно охрану окружающей среды, эта цель приоритетна по отношению к фискальным интересам государства и бюджета.
Закон должен гарантировать добропорядочному природопользователю возможность осуществлять свою деятельность даже в период отсутствия до-статочной нормативно-правовой базы, без применения в отношении него санкций. Приоритет благоприятной окружающей среды как основы жизни на Земле должен доминировать над наполняемостью бюджета, интересами надзорных ведомств и несовершенством законодательной базы.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий