Сточные воды. Нормирование сбросов и экологическая политика

• как техническая проблема нормирования сбросов сточных вод может привести к банкротству ресурсоснабжаюшее предприятие; • почему в РФ редко строятся сооружения для очистки сточных вод; • об экологической политике государства в сфере нормирования сбросов сточных вод

Читайте и узнаете:
• как техническая проблема нормирования сбросов сточных вод может привести к банкротству ресурсоснабжаюшее предприятие;
• почему в РФ редко строятся сооружения для очистки сточных вод;
• об экологической политике государства в сфере нормирования сбросов сточных вод

Ключевые слова:

нормативы, допустимый сброс, водные объекты, государственная экологическая политика, сбросы, порядок нормирования, природоохранные мероприятия, наилучшие доступные технологии

А.Д. Лернер директор ООО «Дальневосточное предприятие Росводоканал», до­цент кафедры «Гидравлика и во­доснабжения» ТОГУ г. Хабаров­ска, почетный строитель России, канд. техн. наук

А.Д. Инчагов ведущий инженер ООО «Дальнево­сточное предприятие Росводоканал»

Проблема нормирования сбросов сточных вод в водные объекты на протяжении многих лет продолжает оставаться актуальной темой для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и крупных промышленных пред-приятий РФ. Причем на первое место выходит ее экономическая составляющая. От величины установленных нормативов сбросов зависит экологическая плата водоканалов, которая согласно Постановлению Правительства РФ № 632 может в 25 раз превысить базовую тарифную ставку и в конечном итоге сравняться с суммой всех финансовых поступлений за услуги водоотведения, что приведет предприятие ВКХ к состоянию, близкому к банкротству. Сверхлимитные платежи, ввиду того что по закону они начисляются с прибыли, предприятиями ВКХ практически не выплачиваются из-за отсутствия источника финансирования, после чего задолженность с них взыскивается в судебном порядке с последующим банкротством предприятия.

Установление оптимальных нормативов сбросов дало бы водоканалам возможность не только выжить, но и планировать свою хозяйственную деятельность в перспективе, разрабатывать и реализовывать инвестиционные программы развития коммунального комплекса.

Согласно существующему механизму природопользования, чем больше загрязняешь окружающую среду, тем больше за это нужно отчислять средств в бюджет. А степень загрязнения за-висит от наличия очистных сооружений канализации (ОСК). В большинстве населенных пунктов ОСК либо отсутствуют, либо их эксплуатационный ресурс заканчивается. Большинство действующих очистных сооружений, эффективность которых не соответствует действующим в настоящее время требованиям, построены по проектам 70-80-х гг.

Требования МПР РФ к очистке сточных вод до величины пре-дельно допустимой концентрации (ПДК) загрязнений в водном объекте технически не достижимы, либо частично достижимы за счет увеличения стоимости строительства и эксплуатации очистных сооружений — в 1,5-2,0 раза относительно затрат при использовании типовых схем. 

Водопользователи, нормотворчество и расчеты нормативов

Водопользователи ожидали изменений в законодательстве, четко прописанных норм и правил регулирования, что особенно важно при отсутствии надлежащего финансирования природоохранных мероприятий со стороны собственника коммунальной инфраструктуры, которым являются органы местного самоуправления. Все заинтересованы в том, чтобы на законодательном уровне соблюдался баланс технических и экономических мер, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду от сбросов сточных вод, в разумности фискальной политики государства и адекватности требований надзорных структур МПР РФ в стремлении достичь экологических нормативов.

Вступление в силу № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»2 и ряда постановлений
[2] Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.

Справка

Норматив ПДК загрязняющих веществ для водного объекта рыбохозяйственного значения, как правило, соответствует среднему значению между ПДК, установленной для питьевой воды и дистиллированной. Очищение стоков до «питьевого стандарта» чрезвычайно дорого и для значительных объемов стоков практически невозможно

Правительства РФ дало ВКХ возможность приступить к реформированию и совершенствованию своей деятельности в соответствии с экономическими и правовыми механизмами природопользования. Началась разработка схем водоснабжения и водоотведения городов и поселений, планов реконструкции и модернизации, инвестиционных программ, концессионных соглашений, в которых взаимоотношения с абонентами и органами власти различных уровней будут прописаны более четко . Вместе с тем коммунальное законодательство обошло проблему эко-логического нормирования, оставив ее в компетенции органов МПР РФ.

Все ожидали, что после появления последней редакции Федерального закона № 73-ФЗ «О введении в действие Водного Кодекса РФ» в системе нормирования сбросов произойдут кардинальные изменения. Так, в соответствии с п. 1 ст. 23 № 7-ФЗ нормирование сбросов водопользователей осуществляется, исходя в том числе из нормативов качества окружающей среды, включая ПДК. Согласно постановлениям Правительства РФ № 469 и № 881 проекты нормативов допустимого сброса (НДС) утверждаются на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия (НДВ), которые, в свою очередь, разрабатываются и утверждаются Росводресурсами (БВУ ) на основании показателей качества воды в водных объектах.

В соответствии со ст. 6.2 № 73- ФЗ с 01.01.2015 г. нормирование содержащихся в сбросах веществ должно осуществляться на основе НДВ, который должен разрабатываться на весь водный объект или его водохозяйственный уча-сток. В соответствии с Приказом МПР РФ № 328 от 12.12.2007 г. «Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты» к 2015 г. НДВ должны быть разработаны для всех водных объектов.

К началу 2015 г. нормативы НДВ были разработаны практически для всех крупных и средних водных объектов РФ, в которые осуществляется сброс сточных вод коммунальными пред-приятиями. Однако ни БВУ, ни структуры Росприроднадзора пока не знают, каким образом осуществлять нормирование сбросов и рассчитывать НДС на основании НДВ. В результате нормирование осуществляется по «Методике разработки нормативов допустимых сбросов НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (далее — Методика), которая практически полностью копирует аналогичный документ
[7] БВУ — бассейновое водное управление.
[8] Приказ МПР России № 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» от 17.12.2007 г. (ред. от 29.07.2014 г.).

Сточные воды. Нормирование сбросов и экологическая политика

1991 г., предназначенный исключительно для теоретических расчетов условий водопользования и не предполагающий экологические платежи [2]. В тот период все предприятия являлись госу-дарственными, их банкротство из-за экологической платы вообще не предполагалось.

Дефектам Методики и противоречиям посвящено много статей [1, 2], не будем на этом заострять внимание. Как видно, часть высказываемых предприятиями ВКХ претензий были услышаны, и в Методику были внесены изменения . Часть их касалась порядка оформления и согласования проектов НДС, а в целом — порядка нормирования сбросов, но не его содержания.

Технически неисполнимые требования Росприроднадзора к очистке и сбросам сточных вод также вызывают претензии пред-приятий ВКХ и бизнеса к законодательной власти и ее администраторам. Привносимые в последнее время законодательные инициативы не позволяют решать проблемы экологической безопасности, а лишь маскируют их. Попытка переложить часть фискальной ответственности с ВКХ на бизнес ведет не к установлению реальных НДС и экономических природоохранных механизмов, а наоборот, создает для предприятий ВКХ и российского бизнеса еще ряд проблем и ведет к дополнительному снижению эффективности хозяйствующих субъектов.

Все это свидетельствует об отсутствии у государства четкой концепции развития экологических правоотношений. Происходит ненужная корректировка концептуально ошибочной, если не сказать тупиковой, системы экологической политики. Об этом не только говорят специалисты, на это указывают и противоречия вводимых различными ведомствами нормативных актов в области экологии и водопользования. Эффективные нормы федеральных законов нивелируются ведомственными актами и правоприменительной практикой.
Множество жизненно важных для водоканалов проблем вообще не решается, например вопросы получения разрешений на сброс сточных вод на рельеф или на водосборные площади, вопросы осуществления водопользования в период длительного оформления разрешительной документации и т.д.

Территориальные структуры Министерства при-родных ресурсов РФ предъявляют к качеству сбрасываемых сточных вод требования, которые технически невозможно соблюсти и за неисполнение которых (за сбросы) с предприятий взымается сверхлимитная плата

Возможно, если чаще поднимать эту тему в СМИ и понуждать государственные структуры к ко-ординации действий по выработке внятной концепции экологической политики, которая в дальнейшем будет открыто обсуждаться сообществом, то в итоге она обретет форму правового акта.

Понимаем, что формулирование экологической политики — непростая задача, необходимо соблюсти баланс интересов экономики в целом, предприятий коммунального комплекса, общественных правоотношений. Попытаемся обозначить основные концептуальные направления и цели государственной эко-логической политики.

Сточные воды

Концепция экологической политики

Предварительно обозначим границы возможного. Очевидно, что если идти по пути максимальной либерализации экологического нормирования, это приведет к неприемлемому негативному давлению хозяйственной деятельности на окружающую среду. С другой стороны, итогом ужесточения экологических требований будет свертывание хозяйственной деятельности и нарастание плановой убыточности предприятий ВКХ. Устойчиво развиваться смогут только тех из них, которые изначально находятся в выгодных условиях, например имеют современные ОСК и расположенные рядом с крупными чистыми реками, сброс в которые с учетом смешения и разбавления позволяет иметь установленные нормативы сброса, обеспечивающие минимальную плату за сброс. Но таких меньшинство.

При наличии со стороны структур МПР РФ чрезвычайно жестких экологических стандартов, технически неисполнимых требований по очистке стоков и высоких ставок за сверхлимитный сброс, последние не имеют тотального конфискационного характера. И это позволяет предприятиям ВКХ осуществлять свою деятельность, в то же время не имея перспективы длительных инвестиций и долгосрочного планирования.
Любые крайности в экологической политике неприемлемы, и в основе концепции развития системы нормирования сбросов должен лежать принцип технической достижимости установленных нормативов с учетом социально-экономических фак-торов в рамках бюджетной и тарифной политики.

Безусловно, приоритетным фактором государства и общества должна быть реализация природоохранных мероприятий, но не косвенного характера в виде бес-конечных мониторингов водоемов, а прямого — путем строительства систем очистки сточных вод, при этом существенное значение имеет стоимость этих систем. Экономический аспект та-ких мероприятий описан в [1]. (Для справки. В настоящее время ориентировочная стоимость устройства новых ОСК составляет от 100 до 200 тыс. руб. за 1 м3 су-точной производительности в зависимости от технологической схемы и местных условий).

На финансирование необходимых для населенных пунктов ОСК бюджетных средств не хватит. Эту задачу не решить и в среднесрочной перспективе — путем повышения тарифа для населения либо его надбавкой.

Экологическая безопасность должна быть выгодна всем участникам строительства и эксплуатации ОСК

На инвестиции не стоит особо рассчитывать ввиду того, что их возврат должен происходить за счет тарифных либо бюджетных средств. Становится ясным масштаб проблемы и то, что ее решение — не только экономическая, но и политическая задача.

Сточные воды

Природоохранные мероприятия должны реализовываться исходя из критериев, закрепленных в нормативно-правовых актах, а именно:

  1. Применение недорогих типовых технологических схем и сооружений по очистке сточных вод. Требование строительства ОСК с технологией очистки, позволяющей достичь ПДК, на дан-ном этапе необходимо признать нецелесообразным ввиду большой стоимости их строительства и сложности эксплуатации. Исключением могут быть локальные объекты, расположенные в экологических зонах либо на особо охраняемых природных территориях.
  2. Единые критерии приоритетности, в соответствии с которыми для населенного пункта устройство ОСК будет являться первоочередной задачей.
    С момента принятия уполномоченными органами решения о строительстве (капитальном ремонте) ОСК, если населенный пункт будет соответствовать указанным критериям, мероприятия закрепляются в территориальных планах развития либо в инвестиционных программах. До реализации проекта по строительству ОСК предприятие ВКХ освобождается от сверхлимитных платежей за сбросы. Это дает ему возможность планировать свою долгосрочную деятельность без угрозы банкротства.
    Если органы местного самоуправления, как собственники объектов коммунальной инфра-структуры, не в состоянии обеспечить финансирование строительства ОСК, то требования к качеству сбросов предприятия ВКХ и финансовые претензии предъявляться не должны.
    Как решить вопрос финансирования и привлечь существенные инвестиции в строительство ОСК, притом, что эта сфера не является выгодным бизнес проектом?

Бассейновое водное управление и структуры Росприроднадзора пока не знают, каким образом осуществлять нормирование сбросов и рассчитывать НДС на основании НДВ. В результате нормирование осуществляется по методике, которая копирует аналогичный документ 1991 г., не предполагающий экологические платежи.

Финансирование

Финансовую привлекательность строительства очистных сооружений можно существенно повысить, если четко прописать законодательные нормы и минимизировать риски банкротства предприятий ВКХ. На положи-тельное решение по финансированию может повлиять приоритет применения на ОСК более простых технологических схем без двойных ступеней механической и сорбционной доочистки сточных вод, введение государством налоговых льгот либо льготных кредитов на такое строительство, использование вместо металла пластмассовых конструкций и полиэтиленовых трубопроводов, использование принципа софинансирования, формат частногосударственного партнерства и т.д. Возможно и возмещение инвестору части затрат из бюджета после комплексной сдачи ОСК в эксплуатацию. Хорошая экология должна быть выгодна всем сторонам процесса.

Помочь в разрешении описанных в настоящей статье проблем и противоречий должно внедрение в экологическую политику принципа наилучших доступных технологий (НДТ), переход системы нормирования и реализации природоохранных мероприятий на принцип снижения негативного воздействия на основе применения НДТ. При этом технология, выбираемая для конкретного хозяйствующего субъекта, должна быть:

• экономически и технически приемлемой;

• соответствовать новейшим разработкам в данной отрасли;
• оправдывать применение с учетом минимизации воздействия на окружающую среду.
В РФ достаточно технических специалистов и представителей бизнеса, которые при государственной заинтересованности развития экологических процессов смогут решить возникающие технические проблемы и организовать реальные экологические проекты в интересах всего российского общества.

Использованная литература:

  1. Лернер А.Д., Инчагов А.Д. О нормировании сбросов сточных вод, ПДК и экологических платежах // Водоснабжение и санитарная техника. — 2011г. — № 1.
  2. Инчагов А.Д. Мифы и реальность. Требования экологического и водного законодательства в деятельности предприятий ВКХ в современных условиях // ВОДА Magazine. — 2013 г. — № 7. — С. 44- 46.

Сточные воды

Резюме

Всем заинтересованным сторонам необходимо об­судить концепцию государственной экологической политики, на основе которой в итоге должен быть разработан пакет нормативно-правовые актов.

Заинтересованные структуры должны создать вне­ведомственную группу, которая сформировала бы перечень законодательных инициатив по устранению правовых противоречий и проблем в экологических правоотношениях.

На основе законодательных инициатив привести нормативно-правовые и ведомственные акты в обла­сти природопользования в соответствие с новой кон­цепцией государственной экологической политики. В ее основу должны быть заложены:

экономические механизмы охраны водных объек­тов на основе бюджетной, налоговой и тарифной по­литики в рамках инвестиционных программ и про­грамм комплексного развития;

планирование снижения негативного воздействия на водные объекты с учетом технологической воз­можности, наилучших доступных технологий, уровня развития национальной техники и инноваций, эконо­мических и социальных факторов;

баланс интересов всех кругов общества, окружаю­щей среды, предприятий ВКХ и бизнеса, бюджетов всех уровней.

[1] Постановление Правительства РФ № 632 от 28.08.1992 г. «Об утверждении Порядка опреде­ления платы и ее предельных размеров за за­грязнение окружающей природной среды, раз­мещение отходов, другие виды вредного воз­действия».

[2] Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окру­жающей среды» от 10.01.2002 г.

[3]  Постановление Правительства РФ № 230 от 18.03.2013 г. «О категориях абонентов, для объ­ектов которых устанавливаются нормативы до­пустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов».

[4]  Федеральный закон № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федера­ции» от 03.06.2006 г. (ред. от 31.12.2014 г.).

[5]   Постановление Правительства РФ № 469 «О порядке утверждения нормативов допусти­мых сбросов веществ и микроорганизмов в во­дные объекты для водопользователей» от 23.07.2007 г. (ред. от 08.06.2011 г.).

[6]  Постановление Правительства РФ № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты» от 30.12.2006 г.

[7] БВУ — бассейновое водное управление.

[8] Приказ МПР России № 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допусти­мых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» от 17.12.2007 г. (ред. от 29.07.2014 г.).

[9]  Приказы Минприроды России № 332 от 22.07.2014 г. и № 339 от 29.07.2014 г.

Сточные воды

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий