Нормативно-правовые и социально-экономические аспекты охраны водных объектов в современных условиях

Тихоокеанский  государственный  университет

Национальная научно-практическая конференция Дальний Восток:

«Проблемы развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплекса»

Кафедра «Инженерные системы и техносферная безопасность»

Дата проведения конференции 14.11.2022. 117л (интеллектуальный зал) ТОГУ.

Секция «Экология, техносферная безопасность, инженерные системы и природообустройство»

Тема доклада: Нормативно-правовые и социально-экономические аспекты охраны водных объектов в современных условиях.

Аннотация. В настоящем докладе освещаются вопросы устройства систем очистки сточных вод и негативное воздействие на водные объекты с учетом действующего водного и экологического законодательства в рамках действующих бюджетно-тарифных отношений в современных условиях.

В докладе дается разбор основных законодательных норм, регламентирующих охрану водных объектов, выделены проблемы в нормативно-технической базе существующей системы экологического нормирования сбросов.

 Обозначены имеющиеся противоречия между охраной водных объектов, развитием экологических и водохозяйственных правоотношений в рамках бюджетно-тарифного регулирования.

С увеличением объемов городского строительства повышается антропогенная нагрузка на водные объекты от сбросов сточных вод населением.

Развитие коммунального хозяйства РФ, в части водоснабжения и водоотведения имеет важное социально-экономическое значение. Все мы являемся потребителями данных услуг, и от их качества зависит не только благоустройство повседневной жизни, но и наше отношение к муниципальным органам власти, а часто и к власти более высокого уровня.

Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) являются самыми крупными водопользователями, осуществляющими эксплуатацию централизованных систем водоотведения городов и населенных пунктов, отвод сточных вод, их очистку (при наличии соответствующих очистных сооружений) и сброс в водные объекты.

Соответственно предприятия ВКХ наряду с крупными градообразующими промышленными предприятиями владеют и эксплуатируют основные источники негативного воздействия на гидросферу.

В средствах массовой информации и среди населения является нормальным  подвергать работу предприятий ВКХ критике, в том числе, в части нарушения экологии водных объектов. При этом мало кто задумывается о том, насколько серьезной  инженерной проблемой является эксплуатация сотен и тысяч километров трубопроводов, насосных станций, очистных сооружений.

Все это необходимо эксплуатировать при социально низком тарифе, не покрывающем в полной мере нормативные затраты, необходимые для поддержания  надлежащего технического состояния инженерно коммунальной инфраструктуры, и особенно в части водоотведения.

Кроме соблюдения технических норм и правил в сфере негативного воздействия на водные объекты необходимо соблюдать требования контрольных органов субъектов РФ, территориальных органов МПР РФ, федеральных ведомств и структур. Так же осуществлять экологические расчеты и платежи за негативное воздействие на водные объекты.

В случае, если у предприятия ВКХ имеются современные очистные сооружения канализации (ОСК), то у него меньше всего проблем со стороны надзорных органов, экологические платежи за сброс минимальны.

Но, к сожалению, таких предприятий ВКХ в России значительное меньшинство, и на них возлагается дополнительная административная нагрузка.

На государственном уровне декларируется приоритет экологической деятельности, некоторые предприятия такой сферы получают государственное финансирование либо стимулирующие льготы.

Вместе с тем, очистка сточных вод, обработка образующегося осадка, его утилизация и сопутствующая деятельность, оказалась вне рамок государственного влияния и стимулирования.

Рассмотрим такое на следующием примере.

В настоящее время строительство новых или реконструкция действующих очистных сооружений канализации на территории субъектов РФ является редкостью. Многие построенные очистные сооружения по нескольку лет не вводятся в эксплуатацию по причине отсутствия финансовых средств на их технологическую наладку, ввиду сложного процесса эксплуатации, наличию проектных и строительно-монтажных дефектов.

В период Советского Союза все очистные сооружения канализации строились исключительно по типовым проектам и имели стандартную технологическую схему. Их эффективность очистки составляла порядка 90%. В тот период экологическое законодательство практически отсутствовало.

Все очистные сооружения работали по однотипным технологиям, включающим только механическую и биологическую очистку сточных вод.

В настоящее время в РФ существует значительный объем федерального водного и экологического законодательства и большое количество нормативных актов, регламентирующих охрану водных объектов и условия сбросов сточных вод.

Российское законодательство и практика его применения пошли по пути ужесточения экологических требований к сбросам сточных вод в водные объекты.

Основным требованием к сбрасываемым сточным водам стало требование о приравнивании качества очищенных сточных вод к величине норматива предельно-допустимой концентрации (ПДК) воды водного объекта рыбохозяйственной категории. Практически все реки РФ имеют рыбохозяйственную категорию.

При том, что т.н. норматив ПДК р/х отражает среднее значение между качеством питьевой и дистиллированной воды.

Чтобы соответствовать таким жестким экологическим требованиям, предприятия, по проектированию и строительству очистных сооружений стали усложнять выпускаемые технологии очистки, включать в технологические схемы очистки сточных вод по минимум две ступени доочистки стоков. В проектируемых сооружениях включалось сложное, дорогостоящее импортное оборудование, сложные химические реагенты и системы из дозирования. Заявляемая эффективность очистки таких сооружений поднялась с 90% до 98%. Однако на практике такие сооружения заявленную эффективность очистки не показывают.

В результате, стоимость реализуемых в РФ установок по очистке стоков увеличилась почти в 2 раза.

Для справки: в настоящее  время ориентировочная стоимость устройства новых ОСК составляет от 250.0 до 4000.0 тыс. рублей за 1 м3 суточной производительности в зависимости от технологической схемы и местных условий. То есть стоимость установки по очистке сточных вод с производительностью 1000 м.куб /сутки составит от 250 000 000 рублей. И это нижний предел.

Кроме того, существенно увеличилась энергоемкость таких объектов.

Ориентировочные расчеты показывают, что величина стоимости энергопотребления работающих современных коммунальных очистных сооружений канализации, стала сопоставима с величиной оплаты населением  за сбрасываемые  стоки при среднем тарифе.

То есть коммунальное предприятие, которое эксплуатирует очистные сооружения, платой от населения по тарифу за водоотведение может только компенсировать затраты на электроэнергию. А ведь еще необходимо содержать эксплуатационный персонал, производить текущий и капитальный ремонт, закупать реагенты, осуществлять экологические платежи за сбросы и т.д.

Соответственно, в настоящее время в коммунальном хозяйстве России, за небольшим исключением очистка сточных вод до нормативов допустимого сброса является убыточной.

Получается, что ужесточая экологические требования, происходит удорожание природоохранных технологий и мероприятий, и убыточность самого процесса охраны водных объектов.

В случае, если современные очистные сооружения находятся в хозяйственном ведении коммунального предприятия, то средства, необходимые на их эксплуатацию не могут быть в полном объеме включены в тариф органом регулирования тарифов субъекта. Иначе величина тарифа для населения существенно превысит предельный индекс (дефлятор), ежегодно устанавливаемый Правительством РФ.

В результате чего, эксплуатацию современных систем очистки сточных вод могут себе позволить только крупные ресурсные предприятия, имеющие высокую прибыль и деятельность которых не связана с тарифицирующим регулированием, например Газпром, Роснефть и т.д.

Но эти предприятия в объеме страны очищают ничтожно малый объем сброса.

Поэтому, для стимулирования природоохранной деятельности в сфере очистки сточных вод коммунальными предприятиями так же необходимы меры государственного финансового стимулирования.

Но кроме мер стимулирования необходимо упорядочить действующее законодательство и его право применение.

Это касается снижения административной нагрузки, в части упрощения получения разрешительно документации на сбросы, особенно предприятиями ВКХ, работающими в рамках государственного тарифного регулирования. 

Сброс сточной жидкости требует наличия определенного пакета разрешительной документации, что регламентируется федеральным законодательством, нормативно правовыми актами, ведомственными приказами.

Функция водо (природо) пользования предусматривает необходимость экологических платежей за сброс, реализацию природоохранных и водохозяйственных мероприятий, соблюдения значительного количества  нормативно-правовых актов федерального значения.

Зачастую в перечне переданного предприятию ВКХ органами местного самоуправления коммунального имущества, очистные сооружения канализации отсутствуют.

На практике, наличие эффективной системы очистки у среднестатистического водопользователя является редкостью. Если и имеются очистные сооружения, то они либо закончили свой эксплуатационный ресурс, либо не отвечают современным экологическим требованиям.

При проведении надзорных функций предприятиям ВКХ предъявляются административные штрафы за сброс сточных вод без очистки либо без должной очистке.

По мнению надзорных органов, такой сброс является нарушением водного законодательства РФ.

Рассмотрим с правовой точки зрения, является ли сброс не очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в реку нарушением водного законодательства.

В соответствии с Водным Кодексом РФ сброс (очищенных или неочищенных) сточных вод в водные объекты является законным видом водопользования, но при соблюдении определенных требований.

Сбросы сточных вод в водные объекты от стационарных выпусков осуществляются на основании Решения на право пользования водным объектом для сброса сточных вод, получаемые водопользователями в соответствии с постановлением Правительства РФ.

Сброс сточных вод без оформленного Решения, в случае необходимости его оформления является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

Но структуры МПР отказывают в выдаче решения на сброс при отсутствии систем очистки стоков, считая такой сброс нарушением ВК РФ.

В случае, если сброс сточных вод осуществляется с нарушением водного законодательства, и по результатам контрольно-надзорных мероприятий установлено ухудшение качества водного объекта (загрязнение, заиление, истощение, деградация), то в таком случае предусматривается ответственность за нанесение ущерба водному объекту.

Основными статьями ВК РФ, нарушение которых водопользователем может нанести вред водному объекту, являются ст. 56 и ст. 60 ВК РФ.

Каждая из вышеприведенных статей ВК РФ имеет свою область право применения и условия водопользования.

Согласно ст. 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Вместе с тем хозяйственно-бытовые сточные воды не содержат таких веществ.

Все содержащиеся в сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных водах химические и органические вещества являются разрешенными к сбросу и входят в перечень приказа Минсельхоза РФ от 13 декабря 2016 года N 552, «Об установлении нормативов ПДК р/х», как разрешенные к сбросу в водные объекты рыбохозяйственного значения.

Согласно п.6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы (ВХС) запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.

Однако смысл данной статьи ВК иной, чем кажется на первый взгляд, и не имеет отношения к сбросам стоков в реки, протоки и озера.

Согласно ст. 1 ВК РФ водохозяйственная система — комплекс водных объектов и гидротехнических сооружений, предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов.

К гидротехническим сооружениям относятся дамбы, плотины, здания гидроэлектростанций, судоходные шлюзы и т.д.

Соответственно ВХС это искусственные водные объекты, образованные сооружениями по регулированию, изменению русла водного объекта.  

Русло реки частично перекрывается дамбой (плотиной) и речная вода заполняет естественное или искусственно созданное углубление рельефа, образуя, таким образом, искусственный водный объект – водоем.

Согласно позиции Федерального Агентства Водных ресурсов к ВХС относятся водохранилища и каналы (мелиоративные). Очевидно, что любые сбросы стоков в водохранилища недопустимы.

Реки, протоки, озера, моря не являются ВХС. Соответственно сброс хозяйственно-бытовых сточных вод без очистки в них не является нарушением законодательства.

В действительности хозяйственно-бытовые сточные воды без очистки кроме ВХС нельзя сбрасывать, например: в зоны санитарной охраны водозаборов, в места расположения источников лечебных вод.

Очевидно, что лучше сбрасывать в водные объекты очищенные сточные воды, чем не очищенные. Но проблема административного давления за сброс без очистки не решает задачу улучшения экологии гидросферы.

Эту задачу решает только строительство очистных сооружений, но их стоимость в настоящее время для муниципалитетов несоизмеримо велика.

Проблема строительства или реконструкции  очистных сооружений  поселений должна решаться на основе экономических, бюджетных и инвестиционных механизмов, в рамках водного и экологического законодательства, при со финансировании от различных источников, в том числе из федерального бюджета.

Является очевидным то, что за негативное воздействие, устранимое либо не устранимое при существующем уровне технологии, либо вследствие отсутствия систем водоочистки, должно расплачиваться все общество, если хочет потреблять те или иные материальные блага. Это неизбежная плата за технический прогресс и блага цивилизации.

Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» основной целью нормирования сбросов сточных вод ставит именно охрану окружающей среды, что обладает абсолютным приоритетом над фискальными интересами государства и бюджета. Приоритет благоприятной окружающей среды, как основы жизни на Земле должен доминировать над наполняемостью бюджета.

И государственная политика в сфере экологии должна учитывать экономический фактор.

В настоящее время, при современном развитии научно-технического прогресса, можно очистить жидкость любого уровня загрязнения до любого нормативного состояния. Но в коммунальном хозяйстве необходимо учитывать стоимость такого процесса очистки и величину тарифа для населения.

Из этого должна исходить и государственная экологическая политика.

Попытаюсь обозначить основные направления и цели государственной экологической политики РФ.

Очевидно, если идти по пути максимальной либерализации экологического законодательства, то это приведет к неприемлемому негативному давлению хозяйственной деятельности на окружающую среду.

В другом случае, итогом ужесточения экологических требований будет свертывание хозяйственной деятельности и плановой убыточности предприятий ВКХ.

Исходя из этого, следует, что любые крайности в экологической политике являются не приемлемыми и в основе концепции развития системы экологической сферы должны лежать принципы технической достижимости установленных нормативов сброса, но не любой ценой, а с учетом социально экономических факторов в рамках бюджетной и тарифной политики.

Безусловно, приоритетным фактором государства и общества должна быть реализация природоохранных мероприятий, но не только косвенного характера, вроде мониторингов водоемов, а непосредственного, как строительство очистки  сточных вод. Но, как говорилось, цена вопроса имеет существенное  значение.

Мы прекрасно понимаем, что на финансирование такого объема ОСК, необходимых для населенных пунктов РФ не хватит никаких бюджетных средств. Через тариф либо надбавки к тарифам для населения, общество также не в состоянии решить эту задачу в среднесрочной перспективе.

На Инвестиционные средства не стоит особо рассчитывать ввиду того, что возврат инвестиций должен происходить опять же за счет тарифных либо бюджетных средств.

Теперь становится ясным масштаб проблемы, и понято, что решение лежит не только в плоскости экономики, но и в проводимой государственной политике.

Соответственно пути реализации природоохранных мероприятий должны исходить из особых критериев:

  1. Применение типовых, недорогих технологических схем и сооружений по очистке  сточных вод. Требования о строительстве с технологией по достижению ПДК (до нуля) необходимо признать на данном этапе не целесообразным ввиду их существенно большей строительной стоимости и сложности эксплуатации. Исключением могут быть локальные объекты, расположенные в определенных экологических зонах либо на особо охраняемых природных территориях.
  2. Создание единых критериев приоритетности, в соответствии с которыми для населенного пункта устройство ОСК будет являться  первоочередным по сравнению с иными.
  3. До момента ввода в эксплуатацию и передачи в хозяйственное ведение предприятию ВКХ очистных сооружений, необходимо освободить его от сверхлимитных платежей за сбросы. Такие платежи ввиду значительности и отнесения на прибыль и так практически не платятся, а взыскиваются в судебном порядке с последующим банкротством. Это даст возможность долгосрочного планирования своей деятельности без угрозы незапланированного банкротства.

Но при этом не решенным остается вопрос финансирования.

 Считаю, что при четко прописанных законодательных нормах финансирование строительства подобных объектов можно существенно повысить. На это может повлиять приоритет устройства более простых технологических схем  без двойных ступеней доочистки сточных вод, введение государством налоговых льгот либо  льготных кредитов на такое строительство, использование принципа со финансирования, формат частно-государственного партнерства.

Возможно со стороны государства возмещение  инвестору части затрат после комплексной сдачи ОСК в эксплуатацию.

Так же необходимо создавать Российскую базу оборудования для систем очистки, отказавшись от западноевропейских систем.

В настоящее время многие организации, эксплуатирующие станции по очистке сточных вод столкнулись с невозможностью из-за санкций закупать запасные части к импортному оборудованию.

Хорошая экология должна быть выгодна всем сторонам процесса и поощрение со стороны государства будет здесь не лишним.

Считаю, что в РФ имеется достаточное количество технических специалистов и представителей бизнеса, которые при государственной заинтересованности развития экологических процессов смогут решить возникающие технические проблемы, организовать реальные экологические проекты в интересах всего Российского общества.

Директор

 ООО «Дальневосточное предприятие

Водоканалналадка;

                                           А.Д. Инчагов

Задать вопрос, отправить заявку:

    Компания

    Сайт

    Телефон

    Нажимая «Отправить», даю согласие на обработку персональной информации подробнее

    Оцените статью
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Дальневосточное предприятие Водоканалналадка +7 (924) 2028243