Сброс сточных вод без очистки. Разрешить нельзя запретить

Инчагов А.Д.  ООО «Дальневосточное предприятие «Водоканалналадка»

Аннотация
В соответствии с действующим законодательством сброс сточных вод в водный объект является законным видом водопользования.
При этом закон напрямую не регламентирует, какова степень очистки сточных вод перед сбросом является разрешенной для сброса, а какая такой не является. Превышение норматива допустимого сброса приводит к начислению платы за превышение, но не является запретом на водопользование.
В Водном Кодексе РФ имеется норма, в соответствии с которой сброс стоков без очистки запрещен, в частности ч.6 п/п 1 ст. 60 ВК РФ.
В данной статье сделан подробный разбор смысла ч.6 п/п 1 ст. 60 ВК РФ, в части запрета на сброс сточных вод без очистки.


Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) являются самыми крупными водопользователями, осуществляющими эксплуатацию централизованных систем водоотведения городов и населенных пунктов, отвод сточных вод, их очистку (при наличии соответствующих очистных сооружений) и сброс в водные объекты.

Преимущественно сбросы хозяйственно-бытовых сточных вод осуществляются в природные водные объекты естественного характера: реки, протоки, а так же моря.

Сброс сточной жидкости требует наличия определенного пакета разрешительной документации, что регламентируется федеральным законодательством, нормативно правовыми актами, ведомственными приказами.

Основными документами для оформления сброса хозяйственно-бытовых сточных вод из централизованных систем водоотведения в водные объекты являются:
• решение на право пользования водным объектом для сброса сточных вод (Решение);
• проект нормативов допустимого сброса (НДС);
• комплексное экологическое разрешение (КЭР) или декларация о воздействии на окружающую среду.

Функция водопользования предусматривает необходимость экологических платежей за сброс, реализацию природоохранных и водохозяйственных мероприятий, соблюдения значительного количества нормативно-правовых актов федерального и местного значения.

Контроль за сбросами предприятий ВКХ и наличию у них пакета разрешительной документации осуществляют надзорные структуры: бассейновая природоохранная прокуратура, Росприроднадзор, БВУ и т.д.
В случае, если у предприятия имеются современные очистные сооружения канализации (ОСК), то у него меньше всего проблем со стороны надзорных органов, экологические платежи за сброс минимальны.
Но, к сожалению, таких предприятий ВКХ в России значительное меньшинство.

На практике, наличие эффективной системы очистки у среднестатистического водопользователя является редкостью. Если и имеются ОСК, то они либо закончили свой эксплуатационный ресурс, либо не отвечают современным экологическим требованиям.

Основное количество предприятий ВКХ не имеют никаких систем очистки сточных вод.

С определенной периодичностью при проведении надзорных функций таким предприятиям предъявляется административные штрафы за сброс сточных вод без очистки. По мнению надзорных органов, такой сброс является нарушением водного законодательства РФ.

На этот факт предлагаю обратить особенное внимание.

Какая же норма закона, по мнению представителей территориальных структур МПР РФ и Прокуратуры запрещает осуществлять сброс сточных вод без очистки в реки, протоки, моря.

В большинстве случаев основанием для такого запрета и вменения административных санкций является ч. 6 п/п 1 ст. 60 ВК РФ.

Согласно данной норме следует, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

На первый взгляд, согласно данной норме, действительно, запрещается осуществлять сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обезвреживанию. Но при внимательном ее изучении, все кардинально меняется, и применение данной нормы имеет совершенно иной смысл.

Необходимо отметить, что положение ч. 6 п/п 1 ст. 60 ВК РФ является одной из наиболее интересных и специфических статей Водного Кодекса РФ, рассчитанной на наличие у тех, кто ее применяет специальных познаний в области гидрологии и водопользования.

И в этом стоит разобраться более подробно.

Согласно начальной формулировке — при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, рассматриваемая норма направлена исключительно на организации, осуществляющие эксплуатацию водохозяйственной системы.

Согласно п. 11 ст. 1 ВК РФ под водохозяйственной системой (ВХС) понимается комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений (ГТС). Такими водными объектами, являются водохранилища, каскады водохранилищ, каналы (мелиоративные) образованные гидротехническими сооружениями: гидроузлами, дамбами и плотинами.
Русло реки частично перекрывается дамбой (плотиной) и речная вода заполняет естественное углубление рельефа, образуя, таким образом, водохранилище.

ГТС в данном случае предназначены для регулирования речного стока или использования воды в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения (в том числе резервирования воды). Получается, что ВХС это, как правило, искусственный водный объект, представляющий собой инженерную инфраструктуру.

Реки и протоки являются обычными природными естественными водотоками, сброс в которые разрешен вне зависимости от наличия системы очистки.

То есть в статье 60 ВК РФ речь идет не о естественном водотоке, а об искусственном водном объекте, образованном для цели рационального водопользования и охраны водных ресурсов. Обычно водохранилища выполняют функцию действующего либо резервного источника водоснабжения. Так же их используют в качестве демпфера, для плавного регулирования водного стока реки, из которого оно заполняется, например в паводковые периоды.

Организацией работы таких водохранилищ и их эксплуатацией занимаются специализированные организации.
При эксплуатации водохранилища обычно выполняется две основные функции: контроль и поддержание заданного уровня воды и очистка водоема.

Очистка осуществляется, в том числе, поверхности водохранилища от плавающего мусора, ведется расчистка береговой линии, удаление донных отложений, прочистка соединительных каналов от мусора, скос водной растительности с ее последующем удалением, и т.д. Одна из целей данных мероприятий – предотвращение смыва поверхностными водами с берега мусора в водный объект и предотвращение накопления осадков и мусора на дне водоемов и каналов.

Если вблизи водохранилища обнаруживаются признаки наличия биологических отходов, то службы эксплуатации производят их удаление либо обезвреживание.

Иногда водохранилища, особенно в южных регионах, за вегетативный сезон зарастают водной растительностью, которую необходимо регулярно удалять. Такую работу выполняют земснаряды, понтонные экскаваторы и др.

Водохранилища небольших объемов необходимо регулярно опорожнять, и производить откачку донных отложений и осадка, которые относятся к понятиям сточные воды.

Правила по эксплуатации водохранилищ закреплены в действующем законодательстве: приказ МПР РФ от 24.08.2010 № 330, РД 33-3.2.08-87 Типовые правила эксплуатации водохранилищ емкостью 10 млн. куб. м. и т.д.

Периодически часть воды из водохранилища через шиберные и иные устройства в плотине, может сбрасываться в водный объект, на котором оно расположено.

При этом загрязнения с поверхности водохранилища или с его дна в виде сточных вод, с содержанием отходов и мусора, не должны быть сброшены в другие водные объекты. Плавающий сверху мусор не должен при сбросах попадать обратно в водный объект, который сформировал водохранилище.

Существуют множество различных типов водохранилищ, и в зависимости от их объема, места расположения, глубины, климатических и иных условий, их эксплуатация осуществляется специализированными организациями различными способами, и имеются различные способы удаления из воды водохранилищ мусора и отходов.

Вот на действие таких организаций и направлено положение ч. 6 п/п 1 ст. 60 ВК РФ.

Необходимо исключить ситуацию, когда мусор либо иные отходы в результате ненадлежащей эксплуатации ВХС попадают из них в водотоки, на которых расположены ВХС.

Положение ч. 6 п/п 1 ст. 60 ВК содержит такой специфический термин, как санитарная очистка и обезвреживание сточных вод.

Многие воспринимают этот термин, как обязательное требование к водопользователю по устройству очистных сооружений канализации.

В действующем ГОСТ 25150-82 «Канализация. Термины и определения», имеется раздел – очистка сточных вод. В нем представлены существующие термины и определения следующих видов очистки: механическая, биологическая, химическая, глубокая очистка (доочистка).

Термин санитарная очистка сточных вод в канализационных терминологических классификаторах и технических документах отсутствует.

Термин санитарная очистка обычно используется применительно к территориям населенных пунктов, как мероприятия по сбору, удалению и обезвреживанию отходов.

Соответственно, термин санитарная очистка применяется к отходам либо мусору, собираемому с территорий.
В рассматриваемой норме законодатель применил термин санитарная очистка к водам водохранилищ, либо образованных при очистке водохранилища. Такие воды, получается, так же подвергаются санитарной очистке путем извлечения из них отходов и мусора.

Аналогичный смысл имеет термин обезвреживание сточных вод. ГОСТ 25150-82 как и иные нормы для стоков предусматривают так называемое обеззараживание, то есть обработку сточных вод с целью удаления из них патогенных и санитарно-показательных микроорганизмов (ОКСТУ 0017).

Термин из ст. 60 ВК РФ обезвреживание, используется в основном применительно к отходам производства.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
В данном случае законодатель применил термин обезвреживание так же к отходам, удаляемым из воды в процессе эксплуатации водохранилища.

Для санитарной очистки сточных вод водохранилищ применяются различные механические устройства и специальное оборудование. Их перечень достаточно значительный, но не имеющий никакого отношения к классическим очистным сооружениям канализации.

Поэтому рассматриваемая ч. 6 п/п 1 ст. 60 ВК не предусматривает наличие очистных сооружений канализации и не требует их установки.

Рассматриваемая норма имеет и еще более глубокий смысл.

Организации, осуществляющие эксплуатацию водохранилища, естественно не должны допускать попадания в него любых неочищенных сточных вод. Ведь из водохранилища стоки соответственно попадут в водный объект либо при заборе воды в централизованную систему водоснабжения.

Действительно, сброс стоков без надлежащей очистки в водохранилища должен быть под жестким государственным экологическим и санитарным контролем, так как водохранилища в отличие от рек (водотоков) являются водоемами, без наличия природного водообмена или протока. Ввиду отсутствия в них протока воды, попадание в них стоков без очистки приведет к возникновению процессов цветения, загнивания, заболачивания и т.д. В результате водохранилище перестанет быть источником резервирования воды

В отличие от предприятий, эксплуатирующих ВХС, предприятия ВКХ не осуществляют такую деятельность, а эксплуатируют исключительно централизованные системы водоотведения городов и населенных пунктов и осуществляют сбросы сточных вод в водные объекты. Именно осуществляют сбросы стоков в водные объекты, а не эксплуатацию ВХС.

Такое является очевидным для специалистов, и путать понятия река и ВХС, эксплуатация системы и сброс сточных вод невозможно.

Однако надзорные структуры не спешат признавать очевидные положения закона, и в случае предъявления всех доводов ссылаются на любые не имеющие отношения нормы.

Мы так же считаем, что лучше сбрасывать в водные объекты очищенные сточные воды, чем не очищенные. Но проблема административного давления за сброс без очистки не решает задачу улучшения экологии.

Предприятия ВКХ осуществляют эксплуатацию только переданных им органами местного самоуправления объектов коммунальной инфраструктуры. Если в перечне переданных объектов отсутствуют современные ОСК, то вина в этом точно не лежит на коммунальных предприятиях. Строительство ОСК не входит в функцию предприятий ВКХ, так как на это у них нет ни финансовых средств, ни правовой обязанности. Основная функция предприятий ВКХ – эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения и частично выполнение капитального ремонта объектов, согласно утвержденной производственной программе.

Проблема строительства или реконструкции очистных сооружений поселений должна решаться на основе экономических, бюджетных и инвестиционных механизмов, в рамках действующего водного и экологического законодательства, при наличии разрешительных документов.

Устройство ОСК в городах и населенных пунктах РФ должно быть частью государственной политики в сфере экологии и природопользования.

Но такая политика требует существенных финансовых вложений и может осуществляться только в период достаточной наполняемости федерального бюджета, экономического роста и политической стабильности. В ином случае экологические проблемы отходят на задний план.

Хочется надеяться на то, что данная статья поможет водопользователям более активно и аргументировано отстаивать свои законные интересы при осуществлении хозяйственной деятельности в рамках действующего законодательства.

А надзорные, природоохранные и правоохранительные структуры будут действовать в рамках закона, и руководствоваться справедливым отношением к предприятиям ВКХ.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Решением проблемы право применения положений ч. 6 п/п 1 ст. 60 ВК могло бы стать официальное письмо МПР РФ либо его соответствующих ведомств официально разъясняющее смысл данной нормы для исполнения своими территориальными структурами и природоохранной прокуратурой.
Предприятия ВКХ, не имеющие в составе имущества полученного от органов местного самоуправления очистных сооружений канализации, должны осуществлять свою хозяйственную деятельность без угрозы административных санкций. Обязанность устройства систем очистки сточных вод поселений, лежит исключительно на органах местного самоуправления.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий